Авторская керамика сейчас в тренде. Городские рестораны и кафе заказывают керамику, которая привносит индивидуальность в их блюда. В бутиках и модных журналах керамика считается желанным элементом дизайна.
Всё больше людей отказываются от товаров массового производства для дома и открывают для себя душевную красоту товаров ручной работы. Эта тенденция продолжается уже несколько лет.
В отличие от идеальных (симметричных, одинаковых) предметов, производимых крупной промышленностью, на каждом авторском изделии есть отметки от процесса ручного изготовления.
Форма изделий
Изделия, созданные вручную, никогда не смогут иметь одинаковую форму. Если приглядеться, можно заметить некоторую неровность. В этом их очарование, а для коллекционеров — знак, что работа не является штамповкой.
Разумеется, изделия не должны быть небрежно деформированными. Обычно неровности не бросаются в глаза, они видны только при тщательном рассмотрении. Но иногда явные неровности — задумка автора. Вы сразу это поймете по общему ощущению от работы.
Крышки на чайниках и кофейниках самостоятельно держатся при их наклоне на семьдесят градусов, и выливаемая жидкость выходит из посуды сплошной струёй. Имеющиеся на изделии детали (ручка, носик) несут нагрузку, вдвое превышающую массу самого изделия.
Изделия, выполненные мастером на гончарном круге, отличаются от серийных — на них видны характерные бороздки от работы на станке, причём внутри они больше выражены.
Может ли считаться авторской литьевая керамика?
Может, если автор доработал особым образом литьевые заготовки или добавил детали, изготовленные вручную.
Если вы видите коллекцию ваз неправильной формы, да ещё и со сложными накладными деталями, то это, скорее всего, авторские работы.
Ручная роспись
Ручная роспись – второй признак авторской керамики. Чтобы понять, нанесён ли рисунок мастером или это деколь (переводная картинка, закрепляемая на изделии обжигом), знатоки детально изучают изображение под лупой.
Визуальные отличия
Если рисунок состоит из множества крохотных точек, речь идёт о переводной картинке, тогда как в ручной росписи будут видны отдельные мазки и линии разной толщины. Таким же образом определяют доработку деколи ручной росписью.
Если нет лупы, то смотрят на повторяющиеся изображения, которые должны чуть-чуть различаться. Да и в целом рисунок, ободок изделия не могут быть идеальными.
Глазурь на изделии
Серийные керамические изделия глазуруют в специальных машинах, в которых глазурный шликер равномерно ложится на обрабатываемую поверхность. Авторские работы чаще глазуруют при помощи кисти, окунанием либо поливом.
Мастера часто применяют потёчные глазури, которые, стекая по поверхности изделия, образуют красивые разводы. Это явный признак ручной работы. На промышленном производстве не заморачиваются с многослойным глазурованием, расчетом толщины слоя, зачисткой донышек. В общем, техника сложная, требующая знания, в т.ч., и глазурной химии.
Браком считается сползшая на ножку глазурь; после шлифовки она образует следы от наплывов на донышке, «проплешины», обнажающие керамический черепок.
Глазурь "Кракле"
Эффект «Кракле» — сетка трещинок на глазури. Или «цек» на глазури. Недопустим цек на поверхностях, контактирующих с пищей, так как в микротрещинах развиваются бактерии.
Иногда тонкие линии на глазури являются не цеком, а результатом декорирования. Например, в случае некоторых видов раку-обжига.
Кристаллические глазури
Мало какое крупное предприятие может позволить применять эти глазури. Им требуется специальный многоступенчатый режим обжига с резкими перепадами температур для роста красивых кристаллов. Кроме того, глазури очень потёчные, легко стекают на печную полку, приклеивая изделия к печной полке. С этими материалами работают только редкие мастера-фанаты, преданные этому приему и знающие о кристаллических глазурях всё.
Глазури восстановительного обжига
Для использования таких глазурей нужна восстановительная среда, которой нет в электрических печах. Обычно обжиг проводят на открытом воздухе в специально построенной для этого дровяной печи. Керамика получается на вес золота. В прямом смысле.
Суть процесса в том, что оксиды металлов (в составе глазури) в процессе обжига восстанавливаются до металлов. В результате глазурь меняет цвет и приобретает металлический оттенок.
Авторские методы декорирования керамики
Техника «Пастилаж»
Способ декорирования, при котором по сырому изделию наносят объемный рисунок. Инструмент – калячница или спринцовка. Материал нанесения – ангобы.
Техника «Сграффито»
Этот способ декорирования подходит для ограниченного количества изделий из-за его трудоемкости
На керамической заготовке (либо покрытой ангобом) процарапывают рисунок, который заполняют малопотечными глазурями или ангобами. Процарапывать можно не один слой ангоба, а несколько, тогда эффект будет совершенно иным. Возможно дополнительное глазурование. В результате получается объемный декор.
Декорирование глиной
Возможно декорировать изделия в момент создания их формы.
Японские техники декорирования глиной: нерикоми — лепка из цветных глин, а нерияги – это работа с цветными глинами на гончарном круге. Технику применяют как при создании изделия целиком, так и для декорирования отдельных его частей. Глазуруют изделия прозрачными бесцветными глазурями.
Рассмотренные некоторые способы и техники, применяемые при изготовлении авторской керамики, оставляют на изделиях характерные метки. По ним можно безошибочно отличить работу, выполненную вручную, от похожей, произведенной на заводе.
И как здорово, если обладатель авторского сервиза во время чаепития вскользь может заметить: «А вы знаете, что эти чашки сделаны из уникальной местной глины, в технике фляндровка. Ну, это когда….». Или произнести что-то вроде: «Этот рисунок выполнен по мотивам знаменитого художника….». Он будет относиться к этим чашкам как к сокровищу.
Некоторые мастера сопровождают свои работы небольшими буклетами или открыткой, которые сообщают будущему владельцу «родословную» его покупки и повышают ее значимость
Комментарии